Самолёты

Многоцелевой истребитель Fiat G.91

Многоцелевой истребитель Fiat G.91

Многоцелевой истребитель Fiat G.91 предназначен для действий по малоразмерным целям на поле боя и нанесения ударов по наземным целям в глубине обороны противника. Проект самолета G.91 стал победителем конкурса НАТО, объявленного в 1954 г., на легкий истребитель/самолет тактической поддержки. Похожий на уменьшенный американский истребитель F-86 «Сейбр», G.91 впервые поднялся в воздух 9 августа 1956 г. Во время испытаний, проводившихся во Франции в 1957 г., он выполнил все требования официального технического задания, особенно относительно боевого применения с внешней подвеской с полуподготовленных грунтовых ВПП.

Первоначально серийным вариантом самолета G.91 был штурмовик. Поставки начались в 1958 г. Годом позже G.91 стал боевой машиной ВВС Италии, а после широких испытаний был принят на вооружение и новыми германскими федеральными ВВС. 11 марта 1959 г. было подписано производственно-лицензионное соглашение между компанией «ФИАТ» и самолетным объединением «Юг» (куда вошли компании «Мессершмитт», «Дорнье», «Хейнкель»),

Самолет прост по конструкции, легок в управлении и в целом положительно утвердил себя в эксплуатации. Базовый самолет последовательно делали более универсальным посредством внедрения различных вариантов подкрыльевых подвесок и разработки новой тактики боевого применения. Важность высокоскоростной воздушной разведки уже в 1957 г. привела к разработке на базе G.91 варианта специализированного фоторазведчика - одноместного ударно-разведывательного истребителя.

Первоначальный вариант G.91R.1 поднялся в воздух в 1959 г. и являлся, по существу, стандартным штурмовиком G.91, оснащенным тремя камерами с 70-мм фокусным расстоянием в укороченном носовом отсеке для переднего и вертикального наклонного фотографирования. Имел один турбореактивный двигатель Бристоль Сиддли Орфей с тягой 2268 кг.

Основные характеристики: максимальная скорость на высоте 1520 м - 1086 км/ч; экономическая крейсерская скорость 650 км/ч; практический потолок 13100 м; боевой радиус действия с нормальным запасом топлива 320 км; перегоночная дальность с максимальным запасом топлива 1850 км. Вес базового пустого самолета - 3100 кг; максимальный взлетный — 5500 кг.

Вариант G.91R.1A отличался улучшенными навигационными системами (которые затем были установлены и на варианте G.91R.3), усиленным подкрыльевым вооружением. Вариант с усиленной конструкцией, тормозами колес увеличенной энергоемкости, бескамерными пневматиками был обозначен как G.91R.1B и принят на вооружение итальянскими ВВС. За ним последовал G.91R.3. подобный варианту G.91R.1B. но с доплеровской РЛС и указателем навигационной системы. Первое подразделение германских федеральных ВВС. оснащенное самолетами G.91R.3, было сформировано 5 мая 1962 г.

Вариант G.91R.4 имел основой G.91R.3, но с вооружением от варианта R.1, которое включало четыре 12,7-мм пулемета с боезапасом 300 выстрелов на пулемет; четыре подкрыльевых пилона: два внутренних - для двух 227-кг бомб, тактического ядерного оружия, УР «Норд 5103» класса «воздух-воздух», связки из шести 76-мм ракет класса «воздух-воздух», сотовых контейнеров для 31 ракеты класса «воздух-земля», контейнеров, содержащих один 12,7-мм пулемет с 250 патронами; два внешних - для ракет «Норд 5103», для подвески 113 кг бомб, сотовых контейнеров для 19 ракет со складывающимся оперением класса «воздух-земля»; фотооборудование: три камеры «Винтен».

Самолет G.91T, двухместный вариант штурмовика G.91, был разработан в 1958 г. для обучения полетам на трансзвуковых скоростях. Причем проект минимально отличался от базового G.91 с тем, чтобы G.91T подходил одновременно для выполнения тренировочных и боевых задач. Конструкция аналогична конструкции G.91. Первый самолет G.91T поднялся в воздух 31 мая 1960 г. Он был оснащен турбореактивным двигателем Бристоль Орфей ВОг.803-2. Всего для итальянских ВВС под обозначением G.91T.1 было построено 76 машин.

Самолет G.91T.3 отличался только изменениями в оборудовании. Еще 66 машин было выпущено для германских федеральных ВВС.

Результатом глубокой модернизации стал вариант G.91Y — одноместный ударно-разведывательный истребитель, который является двухдвигательным развитием самолета G.91. Проектирование началось в 1965 г. в ответ на специфические требования итальянских ВВС к легким штурмовикам и самолетам-разведчикам. Важным новшеством (по сравнению с G.91) стала установка двух турбореактивных двигателей Дженерал Электрик J85-GE-13A взамен одного Бристоль Сидцли Орфей 803, что дало значительное увеличение тяги (свыше 60%) при минимальном увеличении веса силовой установки. Возросшая тяговооруженность позволила значительно увеличить боевую нагрузку и запас топлива. В целом конструкция самолета была значительно изменена за счет внедрения последних достижений в аэродинамике и авиаоборудовании, включая интегрированную систему навигации и управления огнем.

Были построены 2 опытных образца, первый из которых поднялся в воздух 27 декабря 1966 г. Летные испытания в целом прошли успешно, и самолет был принят итальянскими ВВС. Предпроизводственная партия включала 20 самолетов, первый из которых поднялся в воздух в июле 1968 г. Начало поставок серийных самолетов — 1971 г.

Первый заказ последовал от итальянских ВВС на 35 самолетов G.91Y. Серийный G.91Y отличался от опытного образца слегка приподнятой хвостовой частью фюзеляжа. Бронированная герметичная кабина с кондиционированием воздуха оснащена катапультируемым креслом.

Оборудование включает комплексную прицельно-навигационную систему с ИЛС, доплеровскую РЛС Бендикс SYP-820, центральный вычислитель, радиовысотомер AN/APN-171, автоматический радиокомпас Маркони/Эллиот AD-370 и фотокамеры, установленные в носовой части фюзеляжа. Под фюзеляжем возможно размещение двух-четырех стартовых ускорителей с тягой по 450 кгс.

Вооружение: 2 пушки DEFA калибра 30 мм (боезапас каждой 125 снарядов), четыре подкрыльевых пилона для НАР или бомб массой до 454 кг, 340-кг напалмовых контейнеров, ракетных блоков, каждый из которых содержит 70 или 28 50-мм ракет или четыре 127-мм ракетных контейнера. Масса внешней нагрузки 1800 кг.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ G.91

Экипаж,чел. 1

Скорость, км/ч:

максимальная на высоте около 10 км 1025

максимальная на высоте до 3 км 1130

крейсерская 630

Практический потолок, м 12500

Дальность, км:

перегоночная 3400 действия 370—600

Масса, кг:

максимальная взлетная 8700

нормальная взлетная 7800

пустого самолета 3700

Максимальная боевая нагрузка, кг 1800

Габариты самолета, м:

размах крыла 9,01

длина 11,67

высота 4,43

Двигатель: ТРДДФ Alfa Romeo (General Electric) J85-GE-1 ЗА, кгс 2 по 1235/1850

Источник - dogswar.ru