Самолёты

Многоцелевой самолет F-111

Многоцелевой самолет F-111

Разработка многоцелевого самолета F-111 с изменяемой геометрией крыла началась в конце 50-х годов, когда командование ВВС США пришло к выводу о необходимости создания нового боевого самолета, способного заменить тактический истребитель F-105 «Тандерчиф». При этом выдвигалось требование, чтобы новый самолет имел скорость полета истребителя, полезную нагрузку бомбардировщика и дальность полета транспортного самолета. После оценки конкурсных проектов, представленных фирмами «Дженерал дайнэмикс» и «Боинг», разработчиком была выбрана первая. В осуществлении программы F-111 принимала участие и фирма «Грумман». 24 ноября 1962 г. с компанией General Dynamics был заключен контракт на создание 23 самолетов. из которых 18 должны были стать основными тактическими самолетами F-111А ВВС США и 5 самолетов F-111B, разработанных главным образом компанией «Грумман», предназначались ВМС США.

Вариант F-111В при разработке постоянно не вписывался в программу отработки полетов из-за превышения требований по полетному весу (31300 кг у первого опытного самолета и 34020 кг у первого серийного вместо требуемых 25000 кг), так как предназначался для применения с авианосцев. В результате после постройки первых двух серийных самолетов проект в июне 1968 г. был свернут.

Самолет F-111A, на базе которого основывались все последующие модели, также имел трудности на первых этапах испытаний после своего первого полета 21 декабря 1964 г., но в конце концов был доведен до предъявляемых требований и в октябре 1967 г. начались поставки 141 серийного экземпляра.

Уже через пять месяцев после начала серийного выпуска 15 марта 1968 г. для проверки боевых возможностей самолета в боевых условиях шесть F-111А были отправлены во Вьетнам. В течение месяца, совершив 55 боевых вылетов, группа потеряла половину машин, и полеты были запрещены для проведения дальнейших доработок. Следующее боевое испытание самолеты прошли в течение семи месяцев 1972-1973 гг. Из сорока восьми F-111A, принимавших участие в боевых действиях и совершивших 4000 боевых вылетов, было потеряно всего семь машин. Считается, что в ходе боевых действий была подтверждена концепция использования самолета F-111А для прорыва системы ПВО противника на малой высоте ночью и при плохих метеорологических условиях.

В результате было создано три основных варианта самолета - тактический истребитель F-111 нескольких модификаций (А, В, С, D, Е и F), средний бомбардировщик FB-111A и самолет радиоэлектронной борьбы (РЭБ) EF-111A.

Первоначально предполагалось построить более 1700 самолетов F-111, однако производство их было прекращено в декабре 1976 года после выпуска 562 машин. Из этого количества для ВВС США было поставлено 159 истребителей F-111A (поставки начались в 1969 году), 96 F-111D (в 1970-м), 94 F-111E (в 1969-м), 106 F-111F (в 1971-м), 76 бомбардировщиков FB-111A (в 1969-м) и 42 самолета РЭБ EF-111A (в 1981-м). Кроме того, 24 истребителя, получившие обозначение F-111C, были закуплены Австралией (поставка их началась в 1973 году).

Истребитель F-111A конструктивно представляет собой моноплан с высокорасположенным крылом, угол стреловидности которого по передней кромке может изменяться в полете в пределах от 16 до 72,5°. На крейсерских режимах полета угол стреловидности крыла устанавливается равным 26° (при таких условиях обеспечивается максимальная масса наружных подвесок).

Крыло пятилонжеронное, обшивка центральных частей консолей выполнена в виде единого силового элемента. Механизация крыла включает предкрылки и двухщелевые закрылки, установленные по всему размаху консолей, а также интерцепторы, расположенные на верхней поверхности консолей. Фюзеляж типа полумонокок выполнен в основном из алюминиевых сплавов, в конструкции наиболее важных элементов планера применяются сталь и титановые сплавы. Хвостовое оперение состоит из вертикального киля с рулем направления и горизонтального стабилизатора. Консоли стабилизатора могут отклоняться симметрично (при управлении по тангажу) или дифференциально (по крену). Для повышения путевой устойчивости самолета используются два подфюзеляжных гребня.

Шасси трехстоечное, на основных стойках по одному пневматику, на передней - два. Основные стойки шасси связаны общей силовой конструкцией, убирающейся в центральную часть фюзеляжа. При выпуске шасси пневматики основных стоек устанавливаются по обе стороны фюзеляжа (между фюзеляжем и воздухозаборниками двигателей). Для предотвращения проскальзывания пневматиков по поверхности ВПП при резком торможении самолета колесные тормоза оснащены противоюзовой системой. В полете створка основных стоек шасси может отклоняться вниз для использования в качестве воздушного тормоза.

Экипаж самолета состоит из двух летчиков, сиденья которых расположены рядом. Фонарь кабины двустворчатый. Створки фонаря (над каждым членом экипажа) откидываются вверх. В целом кабина представляет собой отделяемый в аварийной ситуации модуль, который обеспечивает спасение членов экипажа в широком диапазоне высот и скоростей полета, в том числе при их нулевых значениях. При включении системы спасения модуль с членами экипажа отделяется от самолета, удаляется от него с помощью ракетного ускорителя тягой 18,1 тс и опускается на землю с помощью парашютов. Для смягчения удара модуля о поверхность земли применяются надувные воздушные баллоны, которые в случае приводнения выполняют роль поплавков.

Силовая установка истребителей F-111 состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей TF30 различных модификаций, отличающихся в основном величиной тяги. В частности, на F-111A, С и Е используются двигатели TF30-P-3 тягой на форсаже по 8400 кгс, на F-111D - TF30-P-9 (10 400 кгс), на F-111F - TF30-P-7 (9200 кгс). Топливо на самолете располагается в фюзеляжных и крыльевых баках общей емкостью 19 050 л. Воздухозаборники двигателей регулируемые, размещены под крылом по бортам фюзеляжа. Перед воздухозаборником левого двигателя имеется штуцер централизованной системы заправки топливом под давлением, за кабиной сверху фюзеляжа - топливоприемник системы дозаправки топливом в воздухе (он же служит для заправки самотеком). Каждый двигатель приводит в действие электрический генератор мощностью 60 кВт. Запуск двигателей может производиться от порохового стартера. Обычно же запуск одного осуществляется с помощью сжатого воздуха, подаваемого от наземной установки, запуск второго производится за счет отбора сжатого воздуха от компрессора работающего двигателя.

Радиоэлектронное оборудование самолетов F-111 обеспечивает боевое применение в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях. В его состав входят: многофункциональная РЛС; РЛС обеспечения полета на малых высотах в режиме следования рельефу местности, инерциальная навигационно-бомбардировочная система, сопряженная с вычислителем баллистических данных на базе ЭВМ; радиовысотомер; доплеровская РЛС измерения скорости и сноса; оборудование посадки по приборам; аппаратура радионавигационной системы ТАКАН; радиокомпас; система радиолокационного опознавания; KB и УКВ связные радиостанции; различные средства РЭБ. Истребитель F-111F оснащается, кроме того, подвесным контейнером «Пейв Тэк» AN/AVQ-26, в котором размещаются инфракрасная станция переднего обзора AN/AAQ-9 и лазерный дальномер - целеуказатель AN/AVQ-25.

Источник - dogswar.ru