Самолёты

Штурмовик A-6 Intruder

Штурмовик A-6 Intruder

Палубный штурмовик A-6E Intruder предназначен для действий по надводным целям и береговым объектам, а также для непосредственной авиационной поддержки при высадке десанта. Война в Корее показала необходимость создания специального реактивного штурмовика, способного эффективно действовать в самых сложных метеоусловиях В 1957 г. восемь авиакомпаний США представили на конкурс 11 проектов тактического ударного маловысотного самолета. Изо всех предложенных был выбран проект Грумман G-128, который полностью соответствовал предъявленным требованиям. Опытный самолет YA-6A впервые поднялся в воздух 19 апреля 1960 г., а в феврале 1963 г. первые серийные машины A-6E Intruder поступили на вооружение ВМС США.

Они широко применялись в войне во Вьетнаме. В те года, штурмовик A-6A Intruder являлся единственным в авианосной авиации и авиации морской пехоты самолетом, который способен с наибольшей эффективностью наносить удары по морским и береговым целям в любую погоду днем и ночью, решая задачи авиационной поддержки войск и изоляции района боевых действий. Всего было построено 488 самолетов A-6A Intruder (первая модификация), часть из которых переоборудована (модификация A-6B) для вооружения противорадиолокационной УР «Стандарт-ARM».

Другие (модификация A-6C) были оснащены ИК станцией переднего обзора и телевизионной аппаратурой, работающей при низком уровне освещенности. Около 60 самолетов A-6A Intruder переоборудованы в палубные самолеты-заправщики KA-6D, на которых имеется система дозаправки топливом с гибким шлангом и конусом.

В середине 60-х годов на базе A-6A Intruder был разработан самолет радиоэлектронной борьбы EA-6A, имеющий средства радиотехнической разведки и станцию радиоэлектронного подавления (построено 33 таких самолета). В процессе его модернизации создан усовершенствованный вариант - EA-6B «Проулер» с более современным бортовым оборудованием. В 1969 году было заказано 77 самолетов этой модификации.

В ходе эксплуатации штурмовиков A-6A Intruder выявились такие серьезные недостатки, как появление трещин в различных элементах планера и особенно крыла. По этой причине были запрещены полеты на 76 машинах, а на 113 введены соответствующие ограничения по скорости полета и маневренности (перегрузке). Анализ этого явления показал, что продолжительность жизненного цикла крыла по усталостной прочности в конце 60-х годов, как полагают западные специалисты, была необоснованно увеличена с 2250 до 4400 ч.

Поэтому самолеты A-6A Intruder обладали недостаточной надежностью и требовались большие трудозатраты на их техническое обслуживание. В результате в конце 60-х годов на базе A-6A Intruder был разработан модернизированный вариант штурмовика - A-6E, летные испытания которого начались в 1970 году, а поставки в боевые части - в 1972-м. Для поддержания постоянной численности боевого состава (примерно 300 машин) около 200 самолетов A-6A Intruder было переоборудовано в штурмовики A-6E.

Самолет A-6E Intruder имеет два турбореактивных двигателя J52-P-8A фирмы «Пратт энд Уитни» максимальной тягой по 4200 кг и оборудован системой дозаправки топливом в полете.

Самолет был оснащен современным (по тому времени) бортовым оборудованием. К нему относится многофункциональная РЛС AN/APQ-148, которая обладает высокой надежностью, но имеет низкую разрешающую способность. Она обеспечивает обзор земной поверхности с селекцией движущихся целей и данными о рельефе местности для полета на малых высотах с его огибанием. Цифровая ЭВМ AN/ASQ-133, выполненная на твердотельных элементах, работает совместно с инерциальной навигационной системой, радиосвязной аппаратурой, автоматическими системами управления полетом и встроенного контроля за работой бортового оборудования. Информация в аналоговой форме поступает в ЭВМ примерно от 60 датчиков и преобразуется в цифровую форму для отображения на соответствующих индикаторах летчика и штурмана.

Основным индикатором является многофункциональный AN/AYA-1, с помощью которого осуществляются навигация, выход самолета в район нахождения авианосца, заход нз посадку, а с использованием устройства управления прицельно-навигационной системой оружия — выбор оружия и бомбометание или пуск ракет. На индикаторе обстановки в вертикальной плоскости (размер по диагонали 20,3 см) отображаются данные, необходимые для выполнения полетов со следованием по рельефу местности. Для повышения точности поражения морских и береговых целей была разработана комбинированная система управления оружием TRAM (Target Recognition Attack Multisensor), состоящая из ИК станции переднего обзора и лазерного дальномера-целеуказателя. Система смонтирована на стабилизированной платформе в турельной установке под носовой частью фюзеляжа. Летные испытания TRAM начались в 1974 году и завершились в 1979-м. Ею оснащены все самолеты A-6E.

Вооружение штурмовика A-6E Intruder размещается на пяти узлах подвески - четырех подкрыльевых и одном подфюзеляжном, каждый из которых рассчитан на максимальную нагрузку 1633 кг. Типовыми вариантами бомбового вооружения считаются: 30 фугасных бомб Mk82 калибра 500 фунтов, подвешиваемых на трехзамковые держатели, или три фугасные бомбы Mk84 калибра 2000 фунтов и два подвесных топливных бака емкостью по 1135 л. Кроме того, на самолет подвешивают УР «Буллпап». Возможно снащение его более современными противокорабельными ракетами (ПКР).

В середине 1984 года для совершенствования палубных штурмовиков и штурмовиков морской пехоты было решено на базе A-6E Intruder создать модернизированный вариант штурмовика A-6F, отвечающий требованиям 90-х годов. По заявлению специалистов, при модернизации планировалось использовать элементы новой техники и технологии (двигатели, аппаратуру, вооружение), которыми оснащаются самолеты F-18 «Хорнет» и F-14D «Супер Томкэт».

Источник - dogswar.ru