Самолёты

Штурмовик A-4 Skyhawk

Штурмовик A-4 Skyhawk

Штурмовик A-4 Skyhawk разработан американской фирмой McDonnell Douglas для палубного и наземного базирования. В начале 1950-х годов генеральный конструктор фирмы Дуглас Эд Хайнеманн обратил внимание на тенденцию к увеличению массы современных истребителей. В частном порядке фирма разработала проект истребителя массой всего около 3000 кг. Проект не заинтересовал американское военное ведомство, так как в это время уже существовали несколько истребительных программ, однако ВМС США предложили фирме разработать палубный штурмовик.

Самолёт A-4 Skyhawk должен был предназначаться для доставки ядерного оружия и иметь следующие характеристики: максимальная скорость - 800 км/ч, боевой радиус действия - 550 км, боевая нагрузка - 900 кг, масса пустого - не более 13 600 кг. Через несколько недель фирма Дуглас представила новый проект. Требуемые характеристики были превзойдены: самолёт оказался вдвое легче заданного параметра (5400 кг), имел скорость 965 км/ч и радиус действия 740 км. Позднее масса самолёта несколько возросла из-за новых требований к дальности полёта.

A-4 Skyhawk проектировался под сильным влиянием опыта применения штурмовой авиации в Корейской войне. Основным принципом при его создании была простота. Это был лёгкий и компактный самолёт, которому для базирования на авианосце даже не требовались складывающиеся консоли крыла. В случае отказа гидравлической системы и невозможности выпустить шасси A-4 Skyhawk мог совершить аварийную посадку на два подвесных топливных бака, использовавшихся почти всегда. Кабина пилота бронирована, наружняя стальная броня по внешним обводам кабины, лобовое бронестекло. Обеспечение защиты пилота от наземного огня ЗПУ 14,5 мм с дистанции 300 м. Масса бронирования составляла 450 кг, или 5,5 процентов от нормальной взлётной массы. A-4 Skyhawk стал первым самолётом, способным нести систему для дозаправки в полёте самолётов своего типа, и последним сильнобронированным штурмовиком 1950-1960 гг.

Первый полет опытного образца A-4 Skyhawk состоялся в июне 1954 года, серийного A-4A - двумя месяцами позже, а серийного A-4M - в апреле 1970-го. В 1972 году была создана последняя модификация самолета A-4N для ВВС Израиля. A-4M Skyhawk является единственным в авиации ВМС США штурмовиком с низкорасположенным крылом.

Штурмовик A-4 Skyhawk выполнен по нормальной схеме, с низкорасположенным треугольным крылом с внутренними кессон-баками. Позади кабины пилота размещен дополнительный запас топлива, а в центральной части фюзеляжа установлен один бесфорсажный ТРД J52-P-4C8 тягой 5100 кгс (удельный расход топлива 0,89 кг/кгс-ч), запас топлива во внутренних баках 3030 л, а в трех подвесных 4220 л (одном - 1500 л и двух - по 1360 л).

Оборудование самолета A-4M Skyhawk располагается в носовой части фюзеляжа и включает инерциапьно-доплеровскую систему с РЛС APN-153(V), систему управления огнем с оптическим прицелом и вычислителем, радионавигационную систему TACAN ARN-84. радиолокационный высотомер ARN-194 и ИЛС Маркони AVQ-24.

На самолете имеются пять наружных узлов подвески: четыре под крылом (два внешних и два внутренних) и один под фюзеляжем. На внешних узлах могут быть подвешены грузы массой до 450 кг, на внутренних - до 1000 кг, под фюзеляжем - до 1600 кг. В корневых частях консолей крыла самолета встроены 2 пушки Кольт Мк.12 (калибр 20 мм, боекомплект 200 снарядов). В различных вариантах могут быть подвешены УР «Буллпап», AIM-9 «Сайдуиндер», НУР (калибр 70 и 127 мм), ядерные и обычные бомбы массой до 907 кг и торпеды. Максимальная боевая нагрузка самолета около 4150 кг.

Самолет A-4 Skyhawk отличается простотой управления и большой угловой скоростью крена (до 300" в секунду) при полете на умеренных скоростях. Во время выполнения длительных полетов загрузка летчика уменьшается благодаря использованию автопилота с режимами стабилизации высоты полета, угла, тангажа и курса.

Вооружен двумя встроенными 20-мм пушками с боекомплектом по 200 патронов. Подвесное вооружение размещается на одном подфюзеляжном и четырех подкрыльевых узлах. Из современных видов оружия может применять УР «Мейверик» класса «воздух-земля» и «Сайдвиндер» класса «воздух-воздух» (несет на борту по две УР каждого типа). Кроме A-4M, в боевых частях и подразделениях резерва морской пехоты имеются самолеты более ранних модификаций - A-4E и F. Первый из них используется также для имитации воздушного противника в ходе подготовки летчиков авианосной авиации.

Штурмовик отлично зарекомендовал себя во время боевых действий во Вьетнаме. Его эффективность оказалась столь высока, что A-4 Skyhawk оставался в серийном производстве 25 лет. За это время было выпущено 2960 самолетов различных модификаций. Самолеты A-4 Skyhawk выведены из состава парка самолетов ВМС США, но по-прежнему находятся на вооружении Корпуса морской пехоты США, эксплуатируются учебными, резервными и другими подразделениями ВМС и ВВС ряда стран.

Самолеты A-4 Skyhawk интенсивно использовались во время боевых действий во Вьетнаме, Лаосе и Кампучии. в ряде конфликтов на Ближнем Востоке, в англо-аргентинском вооруженном конфликте 1982 г. на Фолклендских островах. Самолет продемонстрировал возможность выполнения боевых вылетов с большой частотой и высокую живучесть по сравнению с другими боевыми самолетами.

Источник - dogswar.ru