Самолёты

Истребитель-штурмовик Sea Harrier FRS.1

Истребитель-штурмовик Sea Harrier FRS.1

Sea Harrier FRS.1 разработан фирмой «Бритиш аэроспейс» в качестве палубного варианта тактического истребителя вертикального взлета и посадки (ВВП) «Harrier-GR.3». Первый полет предсерийного образца состоялся в августе 1978 года (для летных испытаний было построено три машины), а серийного - в июне 1979-го. Летные испытания самолетов ВВП начались в Великобритании в середине 60-х годов. При модификации «Harrier-GR.3» в палубный вариант из его корпуса изъяты элементы из магниевого сплава, изменена конструкция носовой части фюзеляжа для размещения РЛС, установлено РЭО в соответствии с требованиями авианосного базирования.

Sea Harrier FRS.1 имеет высокорасположенное крыло со стреловидностью 34°, позволяющее размещать под ним крупногабаритное вооружение. Шасси велосипедного типа с дополнительными подкрыльевыми стойками. Силовая установка состоит из одного бесфорсажного ТРДД «Пегас» тягой 9750 кгс и удельным расходом топлива 0,6 кг/кгс•ч. Управление вектором тяги осуществляется с помощью двух передних и двух задних поворотных сопел (управляемых в пределах до 98,5° относительно горизонтального положения). При управлении самолетом на переходных режимах используются дополнительные реактивные сопла, в которые подается воздух из компрессора высокого давления двигателя. Силовая установка обеспечивает взлет с коротким разбегом при взлетной массе до 11 900 кг и массе боевой нагрузки 3630 кг (при вертикальном взлете последняя составляет 2300 кг).

Топливо размещено в пяти фюзеляжных и двух крыльевых баках общей емкостью 2865 л. На внутренних подкрыльевых пилонах может подвешиваться по одному сбрасываемому в полете топливному баку емкостью 455 л или 1500 л. Самолет оборудован системой дозаправки топливом в воздухе.

Основными компонентами бортового оборудования являются многофункциональная РЛС «Блю Фокс», доплеровская навигационная РЛС, цифровая ЭВМ СУО и система автоматического управления положением самолета по трем осям на вертикальном и переходных режимах полета.

Встроенного вооружения самолет не имеет, а подвесное размещается на одном подфюзеляжном и четырех подкрыльевых узлах. Вместо подфюзеляжных обтекателей могут устанавливаться контейнерные пушечные установки калибра 30 мм с боекомплектом по 150 патронов. Самолет может нести на борту две-четыре УР «Сайдвиндер» или «Мажик» класса «воздух-воздух», две ПКР «Гарпун» или «Си Игл», бомбы калибра до 2000 фунтов, бомбовые кассеты и НАР.

По степени важности решаемых самолетом задач на первое место английские специалисты ставят противовоздушную защиту соединений кораблей путем перехвата воздушных целей противника из положения дежурства на авианосцах или патрулирования в воздухе. Для этой цели он оснащен многофункциональной РЛС «Блю фокс», обеспечивающей применение УР классов «воздух—воздух» и «воздух—поверхность», а также другой, более совершенной радиоэлектронной аппаратурой. В состав самолетной прицельно-навигационной системы управления оружием входят гиростабилизированная платформа, для выставления которой на авианосце требуется около 2 мин, индикатор отображения данных на фоне лобового стекла и ЭВМ. Чтобы разместить антенную систему РЛС, изменены конструкция и профиль носовой части фюзеляжа.

Для уменьшения длины самолета при стоянке на авианосце обтекатель носовой части откидывается. Обзор из кабины летчика при ведении воздушного боя улучшен благодаря поднятию сиденья на 0,28 м и увеличению площади остекления фонаря. Это также облегчает взлет и посадку на палубу корабля. На самолете установлено более совершенное катапультируемое сиденье «Мартин Бейкер-10», обеспечивающее раскрытие парашюта через 1,5 с с момента нажатия кнопки катапультирования (вместо 2,5 с).

Для борьбы с воздушными целями противника самолет использует две УР американского производства «Сайдвиндер» с ИК системой наведения и две 30-мм пушки «Аден». УР «Сайдвиндер» AIM-9L могут поражать воздушные цели не только с задней, но и с передней полусферы. Планировалось вооружить «Си Харриер» всепогодной УР средней дальности стрельбы английского производства «Скайфлэш». Считается, что при наличии двух УР «Сайдвиндер» и пушек время патрулирования самолета в радиусе 185 км (при ведении трехминутного воздушного боя) составляет 1,5 ч.

Для поражения надводных кораблей противника предназначаются УР класса «воздух-поверхность», а береговых целей - различные бомбы и неуправляемые авиационные ракеты. В частности, планировалось оснастить самолет ПКР «Си Игл». При подвеске двух противокорабельных УР и двух пушек и полете по профилю «большая-малая-большая высота» боевой радиус его действия составит около 500 км. При этом выход на цель обеспечивается навигационной системой «Такан», которая определяет местоположение самолета после 50 мин полета с точностью 2,8 км и по курсу 0,5°.

Sea Harrier FRS.1 благодаря оснащению его двухконтурным турбореактивным двигателем с изменяемым в полете вектором тяги имеет перед другими истребителями ряд преимуществ при ведении ближнего воздушного боя. Возможность осуществлять быстрое торможение путем изменения вектора тяги двигателя в значительной степени повышает его маневренные характеристики. Кроме того, в ходе воздушного боя с большими перегрузками расходуется значительно меньше топлива, чем на других истребителях, двигатели которых при таких перегрузках работают на форсажном режиме.

Исследования, проведенные в 1977 году, показали, что использование рампы при взлете самолета с палубы корабля позволяет сократить длину разбега либо увеличить взлетный вес при той же длине разбега, либо иметь меньшую скорость схода с палубы при сохранении его взлетного веса. Поэтому было решено авианосец «Инвинсибл», уже спущенный на воду, оборудовать рампой с углом наклона 7° (высота 1,98 м, длина полосы разбега 90 м), причем аналогичная рампа и на авианосце «Илластриес». На авианосце «Гермес» рампа установлена под углом 12° (высота 4,57 м). Под таким же углом сделана рампа на авианосце «Арк Ройял». Считается, что угол ее наклона 12° является оптимальным для авианосцев данного типа, а при больших углах ее эффективность резко падает. Размещение же рампы на «Инвинсибл» и «Илластриес» под углом 7° было вынужденным, так как при больших углах она препятствовала бы стрельбе ЗРК.

В конце 1979 года на авиабазе Иовилтон была сформирована штабная 899-я авиационная эскадрилья из восьми самолетов Sea Harrier FRS.1. В апреле 1980 года и феврале 1981-го были сформированы 800-я и 801-я авиаэскадрильи, базирующиеся соответственно на авианосцах «Гермес» и «Инвинсибл» (на каждом пять самолетов «Си Харриер» и девять противолодочных вертолетов «Си Кинг»).

С перебазированием самолетов на авианосец «Инвинсибл» летный состав первоначально производил только вертикальные взлеты и посадки. С ноября 1980 года начались взлеты с наклонной рампы при различных направлениях и скоростях ветра над полетной палубой и разной боевой нагрузке.

Источник - dogswar.ru