Самолёты

Истребитель-бомбардировщик Q-5 Fantan

Истребитель-бомбардировщик Q-5 Fantan

На сайте 4GYM.RU можно купить тренажер силовой многофункциональный недорого | Ищете антирадар? На сайте www.cifroteka.ru можно купить антирадар Sho-me в Козельске. | Ищете тайскую косметику? Для вас на сайте AsiaBerry.com тайские товары косметика

Истребитель-бомбардировщик Q-5 Fantan - первый боевой самолет китайской разработки, строившийся серийно. Он является глубокой модернизацией истребителя МиГ-19, выпускавшегося в Китае по советской лицензии под названием J-6. Китайским конструкторам удалось создать недорогой, простой и надежный тактический ударный самолет, опередив своих коллег в США и России, где разработка аналогичных машин - A-7 и МиГ-23Б началась значительно позже. Проектирование самолета, оптимизированного для нанесения ударов по наземным целям, началось в августе 1958 года в ОКБ завода в Шеньяне, с широким привлечением студентов местного авиационного института. В дальнейшем программа была передана в ОКБ завода в Нанчанге. По сравнению с исходным МиГом китайская машина имела удлиненный фюзеляж с боковыми воздухозаборниками. Такая компоновка улучшала обзор из кабины в направлении вперед-вниз и позволяла разместить в заостренной носовой части дополнительное радиоэлектронное оборудование.

westleasingm.ru

site-kontent.ru

Постройка первого опытного истребителя-бомбардировщика завершилась в 1961 году, однако экономическая обстановка и политическая нестабильность в Китае привели к приостановке работ, которые удалось возобновить лишь через два года. Первый полет опытного самолета состоялся 4 июня 1965 года. Серийный выпуск истребителя-бомбардировщика Q-5 Fantan начался в конце 1969 г., в период наибольшего обострения советско-китайских отношений. Поставка в строевые части началась в 1970 году (в первую очередь новые самолеты получили авиационные полки, расположенные в северных районах Китая и нацеленные на Советский Союз).

Q-5 Fantan имел грузоотсек длиной приблизительно 4 м, способный вмещать одну бомбу массой 500 кг или две бомбы по 250 кг. Можно предположить, что подобное размещение вооружения свидетельствовало о стремлении конструкторов оптимизировать самолет для доставки тактического ядерного оружия (нельзя забывать, что Q-5 Fantan был задуман и начат проектированием еще в период «Великой дружбы» СССР и КНР, когда вопрос о передаче Китаю советской ядерной технологии еще не был снят с повестки дня).

В 1975 году начались работы по проектированию усовершенствованного истребителя-бомбардировщика, Q-5-1 Fantan, на котором отказались от грузоотсека (советские ядерные бомбы Китаю так и не были переданы, а работы по созданию собственных малогабаритных ядерных боеприпасов затянулись). В то же время удалось увеличить состав вооружения на внешних узлах подвески (число подфюзеляж- ных узлов подвески возросло до четырех) и боевой радиус действия (за счет удлинения фюзеляжного топливного бака). Самолет имел усовершенствованный вариант двигателя WP6, контейнер тормозного парашюта перенесли с нижней части фюзеляжа под основание киля, были установлены узлы для подвески стартовых пороховых ускорителей, усовершенствовано связное радиооборудование. Первый модернизированный самолет совершил первый полет в конце 1980 года, а 20 октября 1981 года он был сертифицирован.

Часть самолетов Q-5-1 Fantan для ВМФ Китая могла нести на подфюзеляжных узлах подвески две торпеды или противокорабельных ракеты С-801 (под крылом), способных совершать полет на малой высоте (20 м). Состав БРЭО был дополнен доплеровским измерителем угла скольжения и сноса.

Специально для ВВС Пакистан была создана экспортная модификация A-5C (A-5-111), поставки которой начались в январе 1983 года и завершились в январе 1985-го. Пакистан получил 20 вновь построенных самолетов A-5C и 32 самолета, переоборудованных из серийных Q-5-1 Fantan. На них установили усовершенствованное БРЭО, катапультное кресло Мартин-Бейкер PKD10, обеспечивающее спасение летчика при нулевой скорости и высоте, удлиненные подкрыльевые пилоны, допускающие подвеску УР класса «воздух-воздух» AIM-9 «Сайдуиндер» и другого вооружения западного производства, имеющегося в ВВС Пакистана. В дальнейшем 24 А-5С были поставлены Бирме, еще 24 самолета заказала Бангла-Деж и 24 Северная Корея (на этих машинах установлено оборудование и вооружение только китайского производства).

В январе 1985 года был сертифицирован самолет Q-5-1A Fantan, предназначенный для ВВС Китая. Он оснащен новым оптическим стрелково-бомбардировочным прицелом, двумя дополнительным подкрыльевыми узлами для бомб калибром до 500 кг и топливными баками увеличенной емкости с системой заправки топливом под давлением. Модификация Q-5-2 Fantan отличается от самолета Q-5-1A Fantan наличием усовершенствованной системы оповещения о радиолокационном облучении.

Источник - dogswar.ru